Король «Симург»  = 30 птиц,симург

«Шарташ» = ?

  Тот, кто был вознесен к единению разом,

  Тайн единого бога достиг его разум.

 

Блеск лучей единенья даст свет его взгляду,

 Меж “тобою” и “мною” разрушит преграду.

 

(Навои, “Язык птиц”)

 

«СИМУРГ – вещая птица, первоначально обретавшаяся лишь в иранских мифах*, — но позже ареалом ее обитания стала и тюркская традиция (Симург перелетел туда, возглавляя стаю пери и дэвов).

На новом месте Симург вполне обжился, о чем свидетельствует, например, факт присутствия его в узбекских дастанах. В сказочных дастанах Симург – положительный образ: гигантская птица, как правило, помогает герою, оказывая ему транспортные услуги, – например, переносит к родным.

В классической тюркской лирике образ Симурга несет уже иную смысловую нагрузку, – таинственная птица проживает на горе Каф – горной цепи, по краю опоясывающей землю и поддерживающей небеса, — то есть обитает на самом краю света.

Симург – фантом, его никому не дано увидеть. На языке поэзии выражение “увидеть Симурга” означает — осуществить несбыточную мечту.

 

Этот образ получил дальнейшее развитие и несколько иную трактовку в суфийской литературе. В “Беседе птиц”, знаменитой поэме персидского поэта Фаридиддина Аттара, Симург – это аллегорическое выражение подлинного знания, символ тождества творца и творения.

 

Алишер Навои изложил свой вариант этой поэмы на тюркском языке, назвав ее “Язык птиц”.

В поэме Навои птицы отправляются на поиски мудрого шаха Симурга, дабы он спас их от страданий жизни. Миновав семь долин (семь ступеней на пути совершенствования), пройдя множество испытаний, птицы в финале странствия достигают пышных садов единения — обители Симурга — где в каждой розе, словно в зеркале, видят собственное отражение.

Птицам открывается, что шах Симург – это они, тридцать птиц (из огромной стаи лишь тридцать достигли цели) – слово “си” по-персидски – тридцать, “мург” – птица; Симург и его подданные едины».

«Есть версия, что прообразом Каф-горы являются Кавказские горы (так что край света не слишком далек)».

Интересным здесь является то, что срезонировавший образ Симург для птиц оказался неким объединяющим началом, которое выражает глубинную суть этих тридцати птиц, в данном случае «Тайн единого бога достиг его разум» у каждой птицы, а вместе они выражают еще нечто большее, чем каждая птица по отдельности. Причем представляется, что разбив союз 30 птиц, способности каждой птицы утратятся многократно.

На мой взгляд, стоит присмотреться, какие объединения образуем мы в нашем обществе, в семье, с друзьями, с коллегами по работе (в частности корпоративная культура может очень успешно использовать этот принцип), в городах, областях, странах, и чем является наш мир в целом, кого мы проявляем целым миром? И кого могли бы проявлять с большей пользой для всех жителей планеты? Эта тема достойна отдельного освещения))

 

 

И так вернемся к нашему родному Шарташу. Автор статьи вполне субъективно решил для интерпретации использовать славянский образный алфавит:

симург-текст— Ша (ш). Выходящий за определенные рубежи, за определенные образы восприятия; определенная широта (площадь), структура. Предположим, что я утверждаю о том, что наше пространство я измерил собой. Я сделал шаг, еще шаг и т.д…. Но, что бы определить широту (ширь), мне пришлось неоднократно померить ее шагами. Шаг — движущееся пространство. Шаль — пространство (ша), людьми (л) сотворённое (ь).

Шалость — выход людей за определённые рамки поведения. «Галерка ША!»

Шатко — состояние, не вписывающееся в определенное пространство.

Шатун (медведь) — выпавший из определенных рамок поведения.

Шаман — человек, управляющий пространством.

Шишка — измененная структура в пространстве (закапсулированное дерево). Хорошее определение для современных «шишек».

Маша — мать определенного пространства, выходящее за общепринятое. Каша — собранное определенное пространство.

Наша — то, что нам неведомо, но было ведомо Богам (предкам).

Шар — определенное ограниченное пространство.

симург-текст2— Аз (а). Бог живущий на Земле сотворяша. Но есть и другие глубинные образы: изначалье, исток, единый, единственный, человек. Образы, вроде бы, различные, но суть у них одна. Образ мог меняться, если другой образ, повествующий, имел другое структурное значение. И чтобы эти два образа взаимодействовали, их надо было согласовать между собой. Поэтому и были образы гласящие, а между ними образы согласующие. Сейчас мы имеем просто гласные и согласные буквы. Но когда говорят гласные, у современного человека не возникает вопроса – а что они гласят? Если буквы согласные, то согласные с чем? Согласования бывают различны, поэтому согласных букв больше. И каждая из них тоже несет свой образ. Но как в рунах, каждый последующий образ влияет на предыдущий, поэтому руническое слово читалось в одну сторону, а образ его структурного значения, читался в обратном порядке. Так и здесь, образы вроде разные, но суть одна. Изначалье, исток – это также означает движение, направление именно к данному образу. Точка из которой пошли лучи, лучи, содержащие глубинные образы. Изначалье, исток, единый имеют, как бы, однородную структуру, единственную форму: «то, что было прежде всего». Поэтому числовое значение Азъ — 1.

симург-текст3— Реци (р). Говорить, изрекать, речь. Но здесь, в отличие от глаголения, присутствует жесткая (силовая), чёткая форма подачи словесной информации. Речь-разделять, разграничивать общепринятые антагонистические понятия ( правда — неправда; зерна — плевелы, кривда — лож), разводить их по разные стороны. Числовое значение – 100. И по числу мы видим, как идет разделение, определение изначального (1) между двумя сферами (00). Речевка — определенный заученный текст. «Сегодня праздник в нашей школе, ликует пионерия, сегодня в гости к нам пришел Лаврентий Палыч Берия».

— есть разделяющая, четко определяющая форма, которая разграничивает понятия по однородности, структуре, форме.

ГОВОР — разграничение (р) мудрости двух сфер (ово) глаголением (г).

— не наша речь, но схожая по изначалью с поднебесной (ЯТЬ), и она где-то уже была (i) проявлена. Белорусский, украинский, польский и т д — это наречия древнерусского языка.

— буквально речёт Бог (Азъ). А что получается в результате этого речения? Cила – энергия (р), идущая от какого-то истока, начала (а). Это поток энергии-силы (свет, сияние, излучение, т.е. что-то, состоящее из лучей). А эти лучи-лучики (фотоны, кванты) – формы энергии-силы, т.е. Р в образном понимании — сила (энергия). Читаем «двукорядью»: исток силы, изначальная энергия, божья сила.

симург-текст4— Твердо (т). Троичность нашего мира Яви и еще две сферы (миры Слави и Нави). Числовое значение буквицы – 300. Само понятие «твердо» означает: утверждение; определение; определенную структуру, ограниченную определенным пространством Яви и Нави.

Графика буквицы Т: I — основа (взаимосвязь земного и небесного), перекрытая поднебесной (–), и отграничена гранями (||), определёнными рамками, определёнными сферами, в которых всё это имеет какое-то определённое наставление. Поэтому, если мы рассматриваем какое-либо явление, событие, отображённое в слове, где стоит «твердо», оно и определяет меру утверждения.

ТА – утверждение Богов (древних Предков). ТУТ — утверждено определенными рамками пространства. ТО — утверждается некто, нечто (неопределенная форма). То ли то, то ли это. ТЫ — сотворено, соединено и определено (то, что близко и понятно).

Вы — форма обращения для чего-то, не до конца исследованного, понятого. Вы — не наша сотворенная и соединенная мудрость. Увы — когда мы находимся рядом с данной формой, нами не до конца раскрытой.

ТЕ (через ЕСМЬ) — структурированное нахождение определения. Те — кто жили раньше, находились в бытийности. Ти — определенная форма взаимодействия, взаимосвязи. Тя — определяющая форма утверждения, относительно своего взаимодействия с окружающим миром («тя» — сокращенное «тебя», как и «ся» — «себя»; вращаться — вращать себя; вращатьтя — вращать тебя).

ТЬМА — определенная форма, сотворение мудрых Богов (определенное пространство). Славяне соотносили понятие «тьма» с числом 10.000, т.к. Мiр Тьмы по Ведам есть 10.000 мiрie.

симург-текст2— см.выше.

 

симург-текст— см.выше.

 

Итак:

 

 

Что же получилось?

Некий основополагающий принцип развития или движения:

 

Выходящий за свои пределы исток (изначалье), разделенный (изреченный) между двумя сферами (или дуальностями, противоположностями – точнее противопоставленный в двух частях), утвержденный в триединстве (Графика буквицы Т: I — основа (взаимосвязь земного и небесного), перекрытая поднебесной (–), и отграничена гранями (||), определёнными рамками, определёнными сферами, в которых всё это имеет какое-то определённое наставление), вновь обретает исток (единство) и вновь выходит за рамки уже достигнутых образов восприятия.

Если выразить это слово в цифрах, приняв «Ш» = граница = «I», то получится числовая последовательность означающая один цикл:

I 1 100 300 1 I

 

I 1 100 300 1 I = I 1 100 300 1 I = I 1 100 300 1 I = ….  меняется только качество = это восходящий поток, он называется развитие или вознесение, цикл длится пока не достигнет «божественного качества».

Вознесение принципиально проходит сначала через разделение и познание сути противоположностей и их синтеза, затем через соотнесение продуктов к троичности мироздания явь, навь и славь (материя, разум, душа) достигается  «первая нирвана» (по буддизму)  или связь с духом.

Есть восходящий поток, есть нисходящий поток.

Соответственно низходящий поток движется в обратном направлении от триединства к дуальности.

По этой схеме происходит восхождение духа и наоборот проникновение его в материю.

Получается, что в образе «Шарташ» заложена универсальная схема-ключ, некий смысловой ряд, соединяющий и человека в том числе с истоками мироздания.

 

Более наглядно этот принцип можно понять, рассмотрев жезл «Кадуций»***:

симург2

Есть исток (ось мира, стержень, хоть вверху – это будет низходящий поток, хоть внизу – это будет восходящий поток), подверженный воздействию дуальностью – змеи. Триединство здесь представлено стержнем и крыльями, как руна РА-М-ХА (см.симург3 справа). Крылья «Кадуция» еще и символизируют способность пересекать любые границы, а в нашей интерпретации «шарташ» — крыльями служат двесимург-текст , которые имеют сходное значение. Можно и здесь увидеть 7 ступеней развития, но я бы не стал так категорично утверждать. Лучше, на мой взгляд, обращать внимание не на число ступеней, а на качество, того, что получилось и проверять это на жизнеспособность.

 

В итоге получается такой же процесс.  Если описывать восхождение по «Кадуций», получится:

Некое начало перешедшее за границу (себя, образа, восприятия) разделяется дуальностью и по мере развития (разъединения – змеи чем выше, тем больше витки и наверху мы видим две отдельные змеи, объединенные одной сутью) напряжение от проживания противопоставлений приводит к новым и необычным структурам, которые мы должны разнести по своим местам, как бы переплести продукты синтеза с триединством (тела, разума и души).

Поднявшись раз снизу вверх, наше сознание получает в дар: во-первых, некие «божественные качества», в том числе умение выходить за границы (обусловленности, например), во-вторых, это некий ключ-умение, в нашем случае «Кадуций», который можно интегрировать, куда бы ни пожелал, хоть другому человеку, например. Ведь сам символ выглядит как волшебный шприц-укол, через который дух попадает в материю, после чего начинает новое восхождение по описанному циклу.

И в процессе этом может участвовать одновременно хоть весь мир. (по аналогии с мифом о короле «Симурге»). Остается лишь понять в путь поиска чего или кого нам отправиться?

 

 

Как бы это выглядело приближенно к жизни …

симург4

Если взять для примера такой процесс между мужчиной и женщиной, то выглядел бы он примерно так. Есть в их отношениях некое исходное положение (начало цикла), это будет исток.

В какой-то момент, когда наступает пора произвести некоторые изменения в себе и в отношениях начинает копиться напряжение. Все ранее достигнутые умения приходить к соглашениям и уравновешиваться перестают работать. И напряжение начинает нарастать, побуждая мужчину и женщину выходить из состояния равновесия.

 

Напряжение будет нарастать до той поры, пока не будет найдено новое решение. А оно лежит между желаниями тела (удовольствия, комфорта, инстинкта и т.д.) и желаниями души (человечными желаниями, все ради некой цели) через призму разума, который теперь должен освоить (создать) новую структуру, в каком-то смысле выйти за свои границы. При этом если учитывать только эго-желания, жизнь будет лишенной смысла глубоких опор (переживаний), а если учесть только желания души, то можно поставит под угрозу жизнь тела или усугубить его существование.

Мужчина и женщина в этом процессе частенько меняются местами, проживая свои решения в качестве наблюдателей — как с этим справляется другой, и в качестве непосредственного ощущения на себе.

Напряжения возникают и решаются до тех пор, пока «тайн единого бога не достиг его разум», а глубина приятия новых структур не достигнет уровня души. Только после этого снимаются противоречия дуальности и трехмирия. А так как в процессе участвуют двое (мужчина и женщина), то они вместе обретут результат их пути.  А дальше цель одна, помочь, по мере возможности, всем, кто желает попасть туда же.

В контексте нашей статьи — интегрировать жезл «Кадуций», или помочь найти короля «Симурга», или открыть «Шарташ» всем желающим …  и в данном случае низходящий поток будет благом и для дающего и для принимающего его.

 

 

«ШАРТАШ» = это ключ к развитию (жизни и человечности)!!!

 

А закончить хотелось бы приведенным вначале произведением, которое на мой взгляд о том же.

 

Тот, кто был вознесен к единению разом,

 Тайн единого бога достиг его разум.

 

Блеск лучей единенья даст свет его взгляду,

 Меж “тобою” и “мною” разрушит преграду

.

(Навои, “Язык птиц”)

 

 

***

Кадуцей в Энциклопедическом словаре:

Кадуцей — (кадукей) — жезл, обвитый двумя змеями, атрибут Гермеса(Меркурия). Эмблема вестников, глашатаев, парламентеров.

 

Значение слова Кадуцей по словарю Символизма:

Кадуцей — Крылья кадуцея символизируют способность пересекать любые границы, воздушность; прут — власть; двойная змея — противоположные стороны в дуализме, которые, в конечном счете, должны соединиться. Две змеи, исцеляющая и ядовитая (болезнь и здоровье), имеют герметическое и гомеопатическое значение: природа может преодолеть природу. Кадуцей является символом взаимодополняющей природы этих двух сил, действующих во вселенной, и соединения двух полов. Они олицетворяют силы связи и разделения, добра и зла, огня и воды, восхождения и нисхождения, а также равновесие, мудрость и плодородие. В алхимии это мужская сера и женская ртуть, сила трансформации, сон и пробуждение, растворение и коагуляция (solve et coagula) Великого Опыта, синтез противоположностей и проникающая функция медитации между высшим и низшим уровнями действительности. Палочка, или жезл посланника, — это ось мира, вниз и вверх по которой, между Небом и Землей перемещаются все боги-посланники и посредники. Кадуцей носят все посланники как знак мира и защиты, и он является главным их атрибутом. Его носят египетский Анубис; греко-римский Меркурий (Гермес), в руках которого он означает здоровье и юность; финикийский Ваал и иногда Изида и Иштар. Это прут золотой, трехсоставный богатства и счастья (Гомер). Предполагалось, что он и есть тот жезл, который поддерживает символы Солнца и Луны. Кадуцей может иметь форму шара, увенчанного рогами, — это финикийский и хиттский солярный символ. Кадуцей найден также и в Индии. Он является астрономическим символом Гермеса (Меркурия).

 

автор: Илья Макридин, г.Екатеринбург