Про «Предков», «древние места» и «дары» Урала»
Как хочется порой зайти в старинный деревенский двор, где пахнет сеном, дымом от березовых дров, коровами и прочими атрибутами деревни.
Особенно интересно заглянуть в «сарайку» и покопаться с разными диковинными штуками, далекими от айфонов и айподов. Представить, что было время, когда не было всего того, что сегодня принято называть технологиями, прогрессом или благами цивилизации. И люди жили. И чем же они занимались? Чем жили? Как любили? Как получали новости? Как общались? Как развлекались? Какими они были? На что опирались?
Взрослея, начинаешь догадываться, что люди из века в век, из поколения в поколение решают одни и те же задачи, сталкиваются с ними циклично и решают их, так или иначе. И от этого зависит будущее целой ветки рода (народа), как сложится судьба потомков, какие задачи и решения выпадут на их долю.
Иногда так бывает, что в пылу жажды знаний, в пылу движения в этом направлении случается очень много курьезов. Порой мы так торопимся, что сами рушим мосты и связи со своим прошлым. В угоду моде, рациональности, иллюзии превосходства и совершенства.
Например, вспомните, как наша страна переходила с «деревянного калькулятора» — счётов на электронный. Было это не так уж давно – в конце 1980-х. Много кто выкинул счёты за ненадобностью. Ведь когда происходит смена старого на новое, старое просто теряет ценность, так как непосредственно значимость этих вещей утрачивается (даже если сохраняется функция), и они становятся неактуальными. Не могу сказать, как было раньше, но предполагаю, что это некий основополагающий принцип.
Но вспомните себя, когда где-то в своих запасниках вы вдруг находите такую вещь спустя 20-30 лет, садитесь и пытаетесь разобраться, как на этом работали раньше. И всплывают в памяти чувства и образы. Вы вспоминаете уютный деревянный дом, запах стряпни, теплые руки родственников и чувствуете, как было тогда, и как по цепной реакции вы вспоминаете и то о чем нас наставляли, и что было выкинуто, как эти забытые счёты. И становится ясно, что не такие уж мы и разные, чтобы говорить о «разрыве поколений», что не все функции «счетов» утрачены, и что не бесполезно порой, то, что забыто, или пылится в кладовке.
Поэтому, наверное, и важно сохранить доставшиеся от предков такие «волшебные счёты», хотя бы ради того, чтобы не набивать из поколения в поколение одни и те же шишки…. А в идеале — восстановить и поддерживать невидимую связь с предками, как это почти каждодневно делают, например, японцы в своих храмах — дзиндзя, возжигая свечи в память о них.
Связь можно поддерживать и с землей предков, посещая места, где они жили — древние города, например, а может, и просто заброшенное село, где когда-то жили конкретно твои деды-прадеды… Большое значение имеет и тот момент, на что и как обращается внимание, способность увидеть качество места.
Помимо переживаний, в таком памятном месте можно получить и «дары» этого места в физическом, материальном обличии. Особенно ценны дары, которые резонируют с традициями и правилами этого места, которые пусть и существовали когда-то давно, вовсе ни канули в не-бытие, а наоборот — ждут случая, чтобы проявится и воплотиться, в податливой среде при необходимых условиях.
Дары Урала это в первую очередь то, что хранится в земле: камни, минералы, самоцветы, медь, золото и т.д. Ну и конечно все то, что на этой земле удалось создать и произвести, ну и вырастить, конечно. Поэтому каждая территория «желает» быть выражена, через человека, в том, что он понял правила и традиции места (людей) живших здесь до него и изменил, даже я бы сказал, подчинил, свой образ жизни и образ действий этим правилам, невзирая на трудности обстоятельств. Ну а уж если взял дары и не изменил, то тут уж про последствия такие богат наш местный фольклор, это «сказы» о «Хозяйке медной горы», как пишет Павел Петрович Бажов, «доброму человеку встретить Хозяйку ничего хорошего, а плохому то и вовсе беда».
Поэтому в сказах П.П. Бажова проходят испытания лишь те, кто думает и выбирает человеческие ценности: держи обещание; люби то, что делаешь; не предавай добрые намерения; не жадничай; делись счастьем и радостью; помогай людям; цени кровное родство; нет ничего постоянного; бери только то, в чем действительно нуждаешься; прими мудрость предков (если сомневаешься, проверь), научись видеть и принимать последствия своих решений и действий. Много чего еще может рассказать о себе Урал через «древние города», мифы и сказки. Это нам решать, прислушаться к шепоту из глубины (веков) или опять проигнорировать.
Но кто сказал, что все, что происходит с каждым из нас сегодня, не является теми самыми испытаниями? Просто может нам нужно решиться перестать бежать от него и дать ему возможность закончиться, лишь для того, что бы мы изменились, и тот тихий шёпот внутри стал острием намерения, побуждающим действовать на благо разных благостей.
А «старые» места могут служить нам помощью и опорой в этих испытаниях, а так же ключами к родовой памяти, а главное к опыту, накопленному за энное количество лет.
И мест таких у нас на Урале предостаточно, один из таких – Шарташ.
А то, что дает Урал, имеет очень глубокую основу, без сомнения. Не зря говорят: «Седой Урал». Древний. Поэтому все, что здесь можно получить, не дается быстро и легко, но и достигнутые изменения очень основательные, потому как интегрированы в глубокие пласты сознания. При этом устойчивость к воздействию извне очень высокая.
Так как на Урале основной способ познания – «синтез», то при такой устойчивости и связи со «старыми местами», уральцы имеют уникальный дар — не меняясь, трансформировать внешнюю среду, в соответствии с традициями этой территории.
Наверно это и есть самый важный Дар нашего Урала!
автор: Илья Макридин, г.Екатеринбург